На минувшей неделе мы побывали в православном военно-патриотическом лагере под Наро-Фоминском. Поговорили с представителем РПЦ отцом Олегом о вере, о нынешней молодежи, о нравственном воспитании.
Мы долгое время собирались посетить этот лагерь. Но из-за непогоды, проливных дождей наша поездка все время откладывалась. Так пролетела первая смена, подходила к концу вторая. Но не осветить жизнь лагеря мы просто не могли. И, несмотря на предупреждения МЧС о желтом уровне опасности, мы выдвинулись в Верею. При подъезде к лагерю оказалось, что детей здесь нет, ушли в трехдневный поход за 5 километров от базы. А за окном автомобиля всё черно, проливной дождь, гроза. Переглянувшись с водителем, едем в низовье реки Ратовка, где ориентировочно должен был быть разбит палаточный лагерь. Не доехав до указанной нам точки на карте каких-то метров 400, на встречу к нам идет группа ребят во главе с отцом Олегом. Возвращаются пешком в лагерь. Все промокшие насквозь, с тяжелой амуницией. После короткого приветствия решаемся взять часть детей в свой внедорожник. Шестеро изможденных и стерших до мозолей ноги детей рассаживаются на заднем сиденье. Пока едем, расспрашиваю о пройденном уроке выживания, о заставшей врасплох непогоде, лагере.
Ребята (хором):
— Дождь начался с градом, гроза. Ужас! Первый раз попадаем в такое. Нет, дожди были в походах, но не такое. Мы должны были только завтра выходить, и так получилось, что спешно партиями вывозим всех наших обратно в лагерь.
По дороге мы, действительно, видели проезжавший мимо минивэн с ребятами помладше в салоне и забитым доверху палатками. По пути постоянно вязнем в грязи, буксуем. Подростков это лишь забавляет. Для них это очередное приключение.
— А так нам здесь очень нравится! Некоторые вот уже несколько лет подряд ездят.
— Лагерь у вас православный военно-патриотической направленности. Чем занимаетесь?
— Стреляем из пневматического оружия, страйкбольная стрельба, строевая подготовка, изучаем историю, картографию, оказание первой медицинской помощи, марш-броски регулярно бывают, учим закон Божий.
— А откуда вы все? Местные, наро-фоминские?
— И из Наро-Фоминска есть. Мы почти все приходские: из Селятина, Первомайского, Апрелевки, Дуброво, православной гимназии «Воскресение», Москвы. А вообще лагерь разрастается, чтобы сюда попасть очереди стоят.
Доехали до лагеря, высаживаем ребят, и настоятельно гоним их переодеваться. Делаем еще пару ходок. Взрослые и самые стойкие за это время успевают сами дойти до базы. Гроза уже закончилась, и даже выглянуло солнышко. Команда начальника лагеря: «Палатки сушить!». Взвод юнармейцев тут же засуетились у горы рюкзаков. «Девочки в баню!». Пока ждали аудиенции с отцом Олегом, прошлись по основным объектам лагеря. Вот три армейского типа палаточных городка. На территории организованы походный храм, медицинский пункт, летняя столовая, спортивные площадки, тиры для стрельбищ, русская баня.
Пока осматривались, подошел протоиерей. Включаю диктофон, и начинаем беседу.
Расскажите о лагере. С какого возраста можно попасть к вам в лагерь?
Протоиерей Олег Митров, духовник детского военно-патриотического лагеря «Верейская застава»:
— У нас три смены. В первую смену дети с 7 до 18 лет. Первая смена нацелена вовлечь максимально новых ребят в эту жизнь: туризм, спорт, начальная военная подготовка, лагерный быт. Вторая смена для более подготовленных ребят. Это уже старшая школа, здесь с 11-ти лет: походов больше, нагрузок выше, требования жестче. В среднем в смене от 40 до 100 детей. Командиры и инструкторы – все энтузиасты, нанимали мы только кухню. На 100 детей – 20-30 взрослых.
Поскольку лагерь имеет патриотическую направленность, здесь, видимо, существует свой устав, правила поведения?
— У детей в чем проблема? Они целый год живут в нереальном мире. Постоянно компьютеры, игры, телефоны, интернет и так далее. Они очень мало вживую общаются друг с другом, они очень мало бывают на природе. Здесь происходит диаметрально противоположное: у них отнимают телефон, у них нет возможности играть, выходить в интернет, и они вынуждены выходить общаться, радоваться синему небу, природе. Такое происходит переключение в иной мир. И потом многие, почувствовав вкус настоящей жизни, по-другому относятся и дома к этим современным средствам электроники и прочее. Это такой воспитательный эффект тоже имеет.
Православие и военный патриотизм – одно другому не мешает?
— Поскольку мы сами христиане, священники – у нас в лагере принято молиться: утром и вечером, в воскресенье мы служим литургию, время от времени у нас проводятся беседы на нравственную тему. Мы стараемся не надавливать. Многие дети приезжают из неверующих семей, смотрят и в конце приезжают домой и говорят: «Мама, а купи мне молитвослов, или купи мне детскую библию». А патриотическое воспитание, мне кажется, у русского человека вариантов нет: либо быть патриотом, либо остаться без Родины. Поэтому нам надо быть патриотами, чтобы не остаться без нее.
Слышали, некоторые дети из года в год сюда приезжают. Не приелась им еще программа? Что нового планируете открывать, строить?
— Из года в год повторять одно и то же – надоедает. Хотя у нас есть старшие ребята, которые уже девять лет приезжают в лагерь, они уже инструкторы, они сами ведут занятия. И когда они выпускаются, они понимают, что в каждом направлении: будь то спортивное, или туризм, или военная подготовка – здесь нет границ, ты можешь развиваться уже в профессиональном смысле: в спорте или в туризме. И даже начальная военная подготовка – кто-то выберет для себя как специальность, у кого-то останется хорошим хобби, чтобы не раскисать в этой жизни, поддерживать себя в спортивной форме. То есть тут есть некий рост. А так мы стараемся каждый год делать что-то новенькое. У нас, например, появилась третья выездная смена. Мы стараемся путешествовать: в Соловки, Псков, Новгород, Золотое кольцо итд. Чтобы постепенно знакомиться с Родиной, с ее историческими местами. В планах – расширение количества смен. Будут не только спортивные, военно-патриотические и туристические, а, например, посвященные какому-нибудь ремеслу: кузнечному, гончарному, столярному. Языковые смены, чисто экологические, где идет познание природы, экологии края. Чтобы ребенок мог погрузиться и прожить лето в таком режиме.
Благодарим за беседу отца Олега и не прощаемся. Нам приятно видеть, как командой единомышленников идет забота о нашей молодежи. Наша компания всегда поддерживала духовное и патриотическое воспитание. Поэтому, Советом директоров Группы компаний «РОТА» было принято решение об отчуждении земли вблизи деревни Веселёво для целевого использования под детский военно-патриотический лагерь «Верейская застава». И уже достигнуты договоренности о безвозмездной передаче русской православной церкви земельного участка ГК «РОТА-АГРО».
Leave a reply