Издавна сложилось, что человек и земля — понятия неразделимые. Жить на земле, обрабатывать её, кормить свою семью и других — неотъемлемая часть у селян. Как и чем сегодня живут работники «Совхоза Архангельский», мы решили узнать у главного агронома хозяйства Людмилы Солдатовой.
— Вот это посеяно это ячмень. Это по зяби. Почва красивая. А сюда подойдем – здесь у нас вспашка. Как старики всегда говорили: «Лучше плохая зябь, чем хорошая весной вспашка». Никак разбить не можем, она засохла, и уже техника, прям, ломается. Хотим дождей. Весна в этом году не ранняя, но быстрая. Все холодно-холодно, а потом резко тепло и жара, и все высыхает.
Не успели мы выйти из машины, как Людмила Алексеевна прямо сходу начинает рассказывать, где и сколько у неё посажено, что уже взошло, а что никак не может прорасти.
— Мы уже посеяли 100 гектар овса, 174 гектара яровой пшеницы, и на сегодняшний день уже посеяли ячменя 408 гектара. А всего 7501 га. Чуть-чуть еще осталось, и кукурузу будем сеять. На сегодня на утро уже посеяно 170 гектар, а там 474. Почва, видите, какая некрасивая, но после этой сеялки она немножко разбивается, но очень тяжело. И вот такая пыль. Это посовременней техника, о вот «кировец», да Т-150, выходят все в пыли.
Небо хмурилось, и мы с надеждой смотрели на тёмные тучи, нависшие над нами. Может, наконец-то повезет, и дождь упадёт на сухую землю. Но, увы, в этот день мечты агрономов не сбылись. Дождь вновь обошёл «Совхоз Архангельский» стороной.
— Ну, в принципе, всё нормально. Если говорить по срокам, то в прошлом году мы ячмень позже досевали. Погода будет нормальной – и урожай соберем хороший. Как ребята говорят: «Пройдет дождь – и не нужен агроном». Хорошо, я согласна даже на это (смеётся). Возраст дает о себе знать, уже устаем. Уже по себе замечаю. Чувствуется усталость. Но не расслабляемся. Это я так чуть-чуть про себя.
— Про детей, внуков расскажите…
— У меня уже третий внук родился, ему уже 6 месяцев! Внучка в первый класс пошла. Средний внук, которому 2,5 года что-то копается в огороде и кричит мне: «Баба, тяпку!» Я его спрашиваю: «Агрономом чтоль будешь?» Он головой мотает, мол, не та тяпка, ты мне большую дай.
— Что, молодежь так и не идёт?
— Нет. Ну а кто и приходит, бегают люди. Где-то там мало платят, давайте я у вас поработаю. Такие бегуны. Они вот поработают немного и идут дальше искать. Хотя, казалось бы, сельское хозяйство, если любишь ты его, то оно везде сельское хозяйство. Ну, может быть, в каком-то хозяйстве поменьше платят. Мы же все равно друг с другом в хозяйствах созваниваемся, переговариваемся – и все-таки люди, ну бегают, с одного на другое. Везде примерно одинаковая зарплата. Рыба, где глубже – человек, где лучше.
И всё-таки основным богатством совхоза Солдатова считает не землю, а людей, на ней работающих. Условия для них созданы такие, чтобы человек, который хочет зарабатывать, зарабатывал много. Семь с половиной тысяч гектаров обрабатывают в среднем 40 человек.
— Тяжело, конечно, в сельском хозяйстве стало. Люди другие становятся. Всем хочется выходных, нормированный рабочий день и денег побольше. Мы смотрим, конечно, кто нормально и хорошо работает, то добавляем, премируем. Но это тоже по этой жизни тяжело. У всех семьи, кредиты, все живут.
Объезд полей завершился вечером. Светового дня с трудом хватило, чтобы вместить в себя путешествие по всем землям совхоза. Подводя итоги, скажем: вопреки засухе, урожай будет собран. Агрономы делают всё от них зависящее. На очереди борьба с сорняками, вредителями и болезнями. А если дождь пройдёт, то можно рассчитывать на хороший урожай и полные закрома.
Leave a reply